ТСЖ Дом

ТСЖ. Конституция РФ

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция РФ, Статья 40

Публикации Статьи и публикации Решение III Всероссийского совещания по управлению МКД
Вторник, 16 Ноября 2010 00:25

Решение III Всероссийского совещания по управлению МКД

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Решение III Всероссийского совещания по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья

(23-24 октября 2009 г.)

Участники III Всероссийского Совещания по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья обсудили текущую ситуацию, проблемы и перспективы развития деятельности по управлению многоквартирными домами.

Совещание посетили 275 представителей ТСЖ, ЖСК и некоммерческих организаций,  управляющих организаций, региональных и муниципальных администраций из 52 регионов России,

представители федеральных ведомств и Государственной Думы, а также эксперты из Эстонии и Узбекистана.

 

Мероприятие было организовано Фондом «Новая Евразия» (проект «Поддержка собственников жилья») при участии Фонда «Институт экономики города», Комиссии Общественной Палаты по местному самоуправлению и жилищной политике, Общественного совета при Федеральной службе по тарифам, Общественного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации (Секция «Строительство и строительная индустрия, жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство») и Ассоциации НКО в поддержку и развитие ТСЖ и ЖСК.

Дискуссия о настоящем и будущем системы управления многоквартирными домами происходила в рамках нескольких тематических секций:

-   Роль ТСЖ в управлении многоквартирными домами. Перспективы развития ТСЖ;

-   Управляющие компании в новой системе управления многоквартирными домами;

-   Улучшение качества многоквартирного жилищного фонда;

-  Саморегулирование деятельности по управлению многоквартирными домами;

-  Роль ассоциаций ТСЖ в развитии системы управления многоквартирными домами;

а также на открытых общественных слушаниях Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике на тему: «Реализация прав собственников на общее долевое имущество».

Участники Совещания выделили основные проблемы управления многоквартирными домами в сегодняшней России:

-       препятствием для массового создания ТСЖ и развития этого способа управления являются недостаточность необходимых знаний и навыков у собственников помещений и отсутствие постоянно действующей системы обучения собственников;

- в массовом сознании ТСЖ и управляющие организации воспринимаются как альтернативные способы управления; ни у собственников, ни у профессионалов нет понимания, что ТСЖ может выступать грамотным заказчиком услуг, а управляющая организация - их исполнителем, действующим под контролем собственников; большинство опытных ТСЖ считают, что управляющие организации сегодня не способны работать в интересах собственников;

- массово создаваемые в последнее время по инициативе муниципальных органов власти «формальные» («фиктивные») ТСЖ, дискредитируют этот институт самоорганизации собственников жилья; такие ТСЖ не представляют интересов собственников, так как часто не имеют ни исполнительных органов, избранных из числа собственников, ни расчетного счета, контролируемого собственниками;

- управляющие организации, особенно имеющие поддержку местных администраций, предпочитают работать в домах, где не созданы ТСЖ; действующие же товарищества не хотят заключать договоры с управляющими организациями, испытывая недоверие и зачастую обоснованные сомнения в качестве их услуг;

-       сегодня существует опасность, что инструменты саморегулирования будут использоваться, чтобы закрыть рынок для управляющих организаций, не поддерживаемых органами местного самоуправления и крупным бизнесом; это приведет к снижению здоровой конкуренции и будет препятствовать повышению качества  услуг управления;

- при неудовлетворительном техническом состоянии и низкой энергоэффективности многоквартирных домов собственники в основном не имеют возможностей вкладывать свои средства в повышение качества и модернизацию домов; возможности получения собственниками кредитных средств сегодня отсутствуют; объем средств бюджетных субсидий, предоставляемых в рамках 185-го закона, ограничен;

-  нет четкой и последовательной государственной политики в отношении ресурсосбережения в жилищном фонде; единичные инициативы муниципалитетов и субъектов Российской Федерации не приносят результата, значимого в масштабах страны;

- нормы законодательства о добровольности членства собственников в ТСЖ создают разный правовой режим для собственников помещений в одном и том же доме, а нормы о возможности ликвидировать ТСЖ при уменьшении числа его членов ниже порогового уровня обуславливают неустойчивость ТСЖ как юридического лица; это, в свою очередь, ограничивает возможности кредитования ТСЖ на цели модернизации и капитального ремонта домов.

В то же время, в большинстве городов России встречаются несомненные успехи в области управления многоквартирными домами, развитии товариществ собственников жилья и частных управляющих организаций. Участники проекта «Поддержка собственников жилья» в пилотных городах продемонстрировали, что товарищества собственников жилья, осознанно принимающие на себя ответственность за содержание дома и предоставление коммунальных услуг в сотрудничестве с профессиональными жилищными организациями способны улучшить качество многоквартирного дома и обеспечить его соответствие современным стандартам и целям собственников помещений.

По итогам обсуждения участники III Всероссийского Совещания обозначили наиболее важные задачи, которые требуется решить для развития эффективной системы управления многоквартирными домами:

- изменение действующего законодательства с целью обеспечения стабильности товариществ собственников жилья, как организационно-правовой формы и как способа управления многоквартирными домами, в том числе ответственность собственников за невнесение обязательных платежей и взносов;

- необходимость широкомасштабной информационно-просветительской работы в сфере жилищного просвещения населения;

-  расширение возможностей повышения квалификации для лидеров НКО, оказывающих поддержку ТСЖ (ЖК и ЖСК) и занимающихся жилищным просвещением и обучением управлению многоквартирными домами;

-  обучение выборных представителей собственников помещений в многоквартирных домах, чтобы они могли выступать грамотными заказчиками услуг по управлению и /или содержанию общего имущества в многоквартирных домах;

- развитие и улучшение качества высшего и среднего специального образования, программ повышения квалификации специалистов в области управления и содержания недвижимости, а также развитие системы повышения квалификации руководителей ТСЖ (ЖК, ЖСК);

-       разработка, внедрение и широкое использование стандартов управления многоквартирными домами как основы саморегулирования и договорных отношений в этой сфере;

- распространение положительного опыта деятельности товариществ собственников жилья и управляющих организаций, а также опыта конструктивного взаимодействия между ними и организациями коммунального комплекса и органами власти;

- создание системы требований и стимулов для повышения энергоэффективности многоквартирных домов и ресурсосбережения в таких домах при проектировании, строительстве, управлении многоквартирными домами;

- развитие региональных и местных программ поддержки собственников при финансировании модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, стимулирующие инициативы собственников и направленные на повышение энергоэфективности многоквартирных домов.

Также в рамках Совещания состоялись открытые общественные слушания Комиссии Общественной Палаты по местному самоуправлению и жилищной политике на тему «Реализация прав собственников на общее долевое имущество», участники которого  определили ключевые проблемы формирования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и сформулировали предложения по внесению изменений в нормативные и законодательные акты.

 

В связи с вышеизложенным участники Совещания решили:

1. Обратиться к Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением:

- рассмотреть возможности внесения изменений в действующее законодательство, обеспечивающих обязательность членства всех собственников помещений в многоквартирных домах в товариществе собственников жилья, созданном в таком доме, а также меры ответственности собственников за невыполнение решений общего собрания членов ТСЖ, принятых в соответствии с законодательством,  в том числе за невнесение обязательных платежей и взносов;

-  внести в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты изменения, четко определяющие статус товарищества собственников жилья как некоммерческой организации - объединения собственников помещений в многоквартирном доме, не являющегося управляющей организацией;

- внести в действующее законодательство изменения, устанавливающие конкретные меры ответственности председателя правления ТСЖ за действия или бездействие, приводящие к ущемлению прав собственников помещений и/или причиняющие ущерб общему имуществу, в том числе за неисполнение решений общего собрания членов ТСЖ;

- внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты изменения, устанавливающие в качестве обязательного условия реализации всех проектов капитального строительства в зонах жилой застройки проведение публичных слушаний, о которых необходимо заранее оповещать всех заинтересованных лиц и организации, представляющие интересы собственников жилья (председателей правлений ТСЖ и ЖСК, выборных представителей собственников в многоквартирных домах, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные организации);

-       внести в действующее законодательство изменения, обеспечивающие невозможность сделок купли-продажи нежилых помещений, в которых, согласно проекту, расположены общие инженерные коммуникации многоквартирного дома, без единогласного решения собственников помещений в многоквартирном доме, а также обеспечивающие безусловное признание таких сделок ничтожными;

- внести в действующее законодательство изменения, устанавливающие порядок и условия наложения сервитута на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома;

-  внести в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты изменения, устанавливающие регламент передачи управляющей организацией технической документации на многоквартирный дом товариществу собственников жилья или выбранной собственниками управляющей организации, а также регламент перезаключения договоров поставки коммунальных ресурсов при смене управляющей организации или создании ТСЖ;

- внести в действующее законодательство изменения, устанавливающие сроки и порядок перехода на приборный учет потребления коммунальных ресурсов и расчеты за потребленные коммунальные ресурсы по показаниям приборов учета.

2. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением:

-       внести изменения в Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах для приведения в его соответствие с Жилищным, Земельным и Градостроительными кодексами Российской Федерации, а также для установления порядка формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

- принять меры для контроля выполнения органами местного самоуправления требований Жилищного, Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации в части формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, на основании фактического землепользования, а не «по отмостке» многоквартирных зданий, а также в части включения колясочных, чердаков, технических этажей и технических подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, в состав общего имущества в многоквартирных домах;

- внести в Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах изменения, предусматривающие порядок определения состава общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме, а также порядок формирования, восстановления и передачи технической документации на многоквартирный дом;

- внести в Правила предоставления коммунальных услуг изменения для установления возможности заключения договоров между гражданами и организациями коммунального комплекса при любом способе управления, а также для уточнения порядка расчетов за потребленные ресурсы при наличии приборов учета и без них;

- выступить с инициативой разработки государственной программы энергоэффективной модернизации жилищного фонда и ресурсосбережения, предусматривающей различные меры поддержки ТСЖ при кредитовании на цели капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов и ресурсосбережения;

- выступить с инициативой разработки государственной программы, направленной на жилищное просвещение граждан, а также на повышение «жилищной грамотности» работников государственных учреждений (судов, прокуратуры, контрольных органов и др.).

3. Обратиться к органам местного самоуправления с предложением:

- не допускать распоряжения земельными участками в жилой застройке, пока смежные земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, не сформированы;

- разрабатывать и утверждать местные программы энергоэффективной модернизации жилищного фонда и ресурсосбережения, стимулирующие инициативы собственников и предусматривающие различные меры поддержки ТСЖ при кредитовании на цели капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов и ресурсосбережения;

-       принять на себя расходы по восстановлению технической документации на многоквартирные дома, утраченной в период управления такими домами муниципальными жилищными организациями, для последующей передачи такой документации товариществам собственников жилья или выбранным собственниками управляющим организациям;

- предоставлять равные возможности для конкуренции на рынке жилищных услуг управляющих организаций любых форм собственности, независимо от того, кем учреждены такие управляющие организации;

- проводить информационные кампании, направленные на жилищное просвещение населения, на развитие самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах и профессионального управления многоквартирными домами, не противопоставляя ТСЖ и управляющие организации друг другу, популяризировать опыт договорных отношений ТСЖ и управляющих организаций;

-  поддерживать программы информационных и обучающих центров, направленные на жилищное просвещение и обучение управлению многоквартирными домами, оказывать методическую и консультационную помощь, в том числе в проведении совещаний, семинаров, обучающих курсов.

4. Рекомендовать товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным кооперативам и их объединениям:

- развивать систему демократического управления в ТСЖ (ЖК, ЖСК) через правление с постоянно обновляемым составом, ревизионную комиссию, общественные комиссии и другие органы, позволяющие вовлекать по возможности всех собственников помещений в многоквартирном доме в принятие решений об управлении общим имуществом;

-       привлекать на основе конкурентного отбора профессиональные управляющие и/или обслуживающие организации для повышения профессионального уровня управления и содержания многоквартирных домов, контролировать исполнение ими договорных обязательств;

-  заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, контролируя объемы и качество поставляемых коммунальных ресурсов;

- устанавливать приборы учета потребления коммунальных ресурсов, проводить ресурсосберегающие ремонты домов, находящихся в управлении товариществ собственников жилья;

- в целях формирования возможностей кредитования для проведения капитального ремонта многоквартирных домов направлять в банки и кредитные организации запросы об условиях предоставления кредитов товариществам собственникам жилья;

-  активизировать обмен опытом, участие в объединениях ТСЖ и ЖСК (ЖК).

5. Рекомендовать Ассоциации некоммерческих организаций в поддержку ТСЖ и ЖСК:

- обобщать проблемы и предложения товариществ собственников жилья и кооперативов, региональных и местных объединений ТСЖ и ЖСК (ЖК) и направлять в соответствующие федеральные ведомства;

- обобщать и активно распространять положительный опыт управления многоквартирными домами товариществами собственников жилья, опыт конструктивного взаимодействия НКО, представляющих интересы собственников, с управляющими организациями, организациями коммунального комплекса и органами власти;

-       оказывать методическую и организационную поддержку региональным и местным объединениям ТСЖ и ЖСК (ЖК), некоммерческим информационным и обучающим центрам жилищного просвещения.

Прочитано 2480 раз Последнее изменение Воскресенье, 11 Марта 2012 23:24
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
ТСЖ Дом.ру

На портале ТСЖДом.ру всего за несколько минут Вы можете бесплатно создать полноценный сайт для ТСЖ или ЖСК. Для создания сайта ТСЖ Вам нужно просто зарегистрироваться

Электронное периодическое издание "Информационный портал ТСЖДом.ру". Свидетельство: Эл № ФС77-45942 от 22 июля 2011 года.

ТСЖ Дом: Публикации Статьи и публикации Решение III Всероссийского совещания по управлению МКД